Первая инстанция решила, что деньги за автомобиль нужно вернуть. Суд также удовлетворил и некоторые другие требования покупателя, в том числе взыскал потребительскую неустойку и штраф. Апелляция в этом с ним не согласилась: штраф уменьшила, а неустойку не взыскала. По ее мнению, продавец принимал меры, чтобы добровольно удовлетворить требования потребителя до суда. Однако он не смог этого сделать без осмотра автомобиля и проверки его качества.
ВС РФ с этим подходом не согласился. Ответственность за нарушение прав потребителей наступает, если продавец или импортер специально уклоняются от исполнения требований потребителя. В данной ситуации нужно учесть и тот факт, что покупатель приглашал на экспертизу продавца и последний на ней присутствовал.
Теперь апелляции придется еще раз оценить, была ли у продавца возможность добровольно и вовремя удовлетворить требования покупателя. Если да - неустойку с него, скорее всего, взыщут.
Документ: Определение ВС РФ от 09.10.2018 N 5-КГ18-218
Консультант+