С 3 сентября вступил в силу
Главная их задача - досудебное рассмотрение споров между населением и теми, кто оказывает финансовые услуги. Это страховые компании, банки, микрофинансовые организации (МФО), кредитные кооперативы, ломбарды, негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Речь о претензиях до 500 тыс. руб. Исключение составят споры по ОСАГО - их будут рассматривать независимо от суммы.
Обратиться к омбудсмену можно будет через портал госуслуг и МФЦ. Для граждан - бесплатно.
На кого можно жаловаться? Первым делом на тех, кто включен в реестр финансовых организаций Центробанка. А еще на тех, кто в реестр не входит, но заключил соглашение с уполномоченным, что готов подчиняться его решениям. Список таких добровольцев будет опубликован на сайте ЦБ.
Граждане смогут подавать иски и по старинке - в суд. Только уже к уполномоченному в этом случае путь заказан. Отменять судебное решение он не вправе. А вот суды такое право имеют. Так что граждане и организации, если недовольны вердиктом омбудсмена, могут подать иск в суд - только надо не пропустить месячный срок.
Решения омбудсмена, по сути, приравнены к судебным. Если организация добровольно не выполняет вступивший в силу вердикт, то за дело берутся судебные приставы-исполнители. Арест счетов, имущества. Более того, в новом законе прописано, что если финансовая организация не выполняет решения омбудсмена, то суд налагает на нее дополнительный штраф: половину от той суммы, которую должна выплатить.
Сейчас идет формирование новой структуры - центральных и региональных аппаратов. В полную силу она заработает в следующем году. С 1 сентября 2019-го ее решения начнут выполнять автостраховщики по спорам с ОСАГО и КАСКО, а с 28 ноября - других видов страхования. С 1 января 2020 года - МФО, к ним у населения более всего претензий. А в 2021 году - кредитные организации, ломбарды и НПФ.
Владимир Перекрест. Комсомольская Правда