новеллы законодательства: что вступает в силу в декабре 2016 года

новеллы законодательства: что вступает в силу в декабре 2016 годаНормы, вступающие в силу в декабре 2016 года, затрагивают в основном юридических лиц: фонды содействия кредитованию, страховые организации, субъекты госзакупок. Однако одна новелла будет интересна и физическим лицам. Например, гражданин обратился в Росреестр с целью поставить недвижимость на кадастровый учет и ему сообщили, что осуществление кадастрового учета было приостановлено. После 1 декабря обжаловать такое приостановление можно в апелляционную комиссию при Росреестре. Если решение комиссии заявителя не устроит – он вправе обратиться в суд. Раньше в случае несогласия с приостановлением кадастрового учета граждане сразу подавали заявление в суд.

новеллы законодательства: что вступает в силу в декабре 2016 года

Истекает срок уплаты имущественных налогов

В 2016 году срок уплаты гражданами всех имущественных налогов: земельного, транспортного, налога на имущество физических лиц перенесен на конец года — 1 декабря. Обязанность по уплате налогов возникает с момента получения налогового уведомления.

В ФНС предупреждают, если до 1 декабря 2016 года налогоплательщик не заплатит налоги за свою собственность, то обязан платить пени. Они начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.

Опека и попечительство в отношении совершеннолетних

С 1 декабря вводится упрощенная процедура установления опеки и попечительства для близких недееспособных родственников, если они совместно проживают с подопечным не менее 10 лет. Ранее для близких родственников совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан действовал общий порядок установления опеки и попечительства.

С 1 декабря для оформления опекунства достаточно будет четыре документа:

  • заявление о назначении опекуном;
  • подтверждение родства с подопечным;
  • копия свидетельства о браке (если лицо состоит в нем);
  • медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медосвидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном.

Правила перевозки детей в автомобиле

С 1 декабря 2016 года вступят в силу поправки в ПДД, которые обяжут перевозить ребёнка возрастом до 12 лет на удерживающих устройствах, выполненных в виде автомобильных кресел. Считается, что только в этом случае маленьким детям будет обеспечена максимальная безопасность, как при размещении таких пассажиров на переднем сиденье, так и при установке автомобильного кресла в любом месте большого заднего сидения.

Перевозка детей по новым правилам также обеспечит эффективную работу штатных ремней безопасности, независимо от того, какие причины вызвали попадание транспортного средства в ДТП (лобовой или боковой удар, опрокидывание машины и пр.)

Новые правила перевозки детей призваны уменьшить ущерб их здоровью и жизни, поэтому игнорирование таких требований всегда может быть расценено как халатное отношение к судьбе маленьких пассажиров.

Размер штрафных санкций за нарушение правил перевозки детей приводится в п. 3 ст. 12.23 КоАП. За несоблюдение требований ПДД («Перевозка детей») водителю выписывается штраф в 3000 рублей. Должностному лицу такое нарушение «обойдётся» в 25 тыс. руб., юридическому — в 100 тыс. руб. В отношении взрослых пассажиров, перевозка которых осуществляется с нарушениями, законодательство предусматривает более мягкое наказание — штраф в 500 руб.

Раскрытие юрлицами информации о владельцах

С 21 декабря 2016 года вступят в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 23.06.2016 № 215-ФЗ в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» внесены изменения.

Юридические лица будут обязаны регулярно, но не реже одного раза в год, обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию, а также хранить информацию о своих владельцах.

Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале юридического лица, либо имеет возможность контролировать его действия.

Кроме этого, законом предусмотрена ответственность за нарушение юридическим лицом обязанностей по установлению и представлению информации о своих владельцах в виде наложения административного штрафа: на должностных лиц в размере от 30 до 40 тысяч рублей, на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Маркировка меховых изделий

С 1 декабря в России будет запрещен оборот немаркированных меховых изделий. По словам главы Министерства промышленности и торговли России Дениса Мантурова, в России будет создана единая система маркировки промышленной продукции.

Система маркировки — не просто идентификация товара. Как заявил глава Минпромторга, «эта система позволяет выявлять и блокировать существующую схему уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей».

Каждая шуба обязана иметь контрольный идентификационный знак (КИЗ). Маркировка призвана защитить потребителя от некачественной продукции.

Для продавцов меховых изделий каждая марка будет стоить от 15 до 22 рублей. Для продукции отечественного производства предусмотрены КИЗы зеленого цвета, для импорта — красного.

Фонды, материально поддерживающие юрлиц и ИП, станут более самостоятельными

Федеральный закон от 03.07.2016 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Фонды содействия кредитованию – это юридические лица, созданные чтобы помочь субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) получить финансовую помощь в виде кредитов, займов, лизинга и т. д. На такую помощь могут рассчитывать ИП и юрлица с численностью работников до 250 человек и максимальной суммой выручки за предшествующий год без учета НДС 2 млрд руб. (критерии отнесения к МСП установлены ст. 4 закона о развитии малого и среднего предпринимательства).

С 1 декабря 2016 года фонды содействия кредитованию станут более самостоятельными. Они должны будут сами учитывать предоставленные им деньги и размещать их на отдельных банковских счетах, а также ежемесячно выкладывать сведения о размере выданных поручительств и независимых гарантий. Помимо этого, фонды содействия кредитованию получат полномочия по ведению реестров лиц, которым они оказали материальную поддержку. Полный перечень требований, предъявляемых к указанным фондам, установлен ст. 15.2 закона о развитии малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, Минэкономразвития разместило на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект приказа "Об утверждении требований к фондам содействия кредитованию и к их деятельности". Если этот документ будет принят, фонды содействия кредитованию смогут сами формировать гарантийный капитал. При этом размер действующих поручительств или независимых гарантий не сможет его превышать больше чем в полтора раза. В настоящий момент проводятся общественные обсуждения и независимая антикоррупционная экспертиза проекта.

Сейчас в России функционирует 79 фондов содействия кредитованию. По данным Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, данный фонд на 1 ноября 2016 года уже заключил 8 311 договоров поручительства на общую сумму 43 млрд руб.

Закупка лекарственных средств, инновационной и высокотехнологичной продукции будет под контролем

Постановление Правительства РФ от 25.12.2015 года N 1442 "О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации".

С 1 декабря 2016 года АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и органы исполнительной власти субъектов федерации обязаны следить за закупками лекарственных средств, инновационной и высокотехнологичной продукции. В частности, они будут оценивать, соответствует ли закупка проекту плана закупки.

Директор по правовым вопросам ООО "СЭТОНЛАЙН" Александр Стецюк считает, что проведение такой оценки – общая тенденция усиления контроля за госзакупками и в то же время попытка создать благоприятные условия для развития МСП посредством участия в госзакупках. "В эффективность второго я не верю – это слишком искусственно происходит. В итоге стимула конкурировать и производить действительно инновационную продукцию при таких мерах нет. А в части контроля, это, конечно, шаг. Хотя на практике я встречался с тем, что чем больше контролирующих лиц, тем меньше порядка и реальных результатов", – добавил Стецюк.

С 1 мая 2017 года АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и органы исполнительной власти субъектов федерации будут проводить также мониторинг соответствия планов закупки указанной продукции и лекарственных средств. Кроме того, они будут отслеживать годовые отчеты о закупке инновационной и высокотехнологичной продукции в части закупки у МСП (подп. «а, б», п. 11 постановления Правительства РФ от 29 октября 2015 года N 1169).

Вводится досудебный порядок обжалования приостановления кадастрового учета

Федеральный закон от 30.12.2015 года N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров".

В законе о государственном кадастре недвижимости определен целый ряд случаев, при которых осуществление кадастрового учета может быть приостановлено. Например, кадастровый учет приостанавливается при наличии противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и кадастровыми сведениями. При этом сейчас решение о приостановлении обжалуется только в судебном порядке (ч. 10 ст. 26 закона о государственном кадастре недвижимости).

С 1 декабря 2016 года вступает в силу ст. 26.1 закона о государственном кадастре недвижимости, которая регламентирует порядок обжалования решения о приостановлении кадастрового учета. После указанной даты обжаловать приостановление в суде можно будет только после отказа со стороны апелляционной комиссии. Указанные комиссии планируется создать при Росреестрах в каждом субъекте федерации. На обращение в апелляционную комиссию заявителю дается 30 дней.

У апелляционной комиссии на принятие решения тоже есть 30 дней. Решение об удовлетворении заявления об обжаловании является основанием для осуществления кадастрового учета. Если же комиссия принимает решение об отклонении заявления, несогласное с таким решением лицо вправе обжаловать его в суде. Повторная подача в комиссию заявления об обжаловании решения о приостановлении не допускается.

Руководитель практики «Коммерческое право» юридической компании Rights Алёна Абрамович считает, что основной задачей подобных нововведений является «разгрузка» и оптимизация работы регистрационных органов. "Наличие обязательного досудебного порядка должно способствовать налаживанию взаимодействия между Росреестром, саморегулируемыми организациями и Национальной палатой кадастровых инженеров. Досудебный порядок споров является правильной тенденцией, так как позволяет существенно сократить сроки рассмотрения жалоб и добавить эффективность к результатам их рассмотрения. Однако совершенно не понятно, как эти новеллы будут соприкасаться с новым законом о государственной регистрации недвижимости, который вступит в силу с 1 января 2017 года. Боюсь, что многие нормы будут взаимодействовать некорректно или не работать вовсе", – рассказала Абрамович.

Для разъяснения новых норм Федеральная кадастровая палата подготовила письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 17.10.2016 N 10-4144-КЛ "О направлении информации для сведения и учета в работе". В нем уточняется, какие решения – о постановке на кадастровый учет или об отказе в его осуществлении – должны приниматься в тех или иных случаях.

Юридические лица будут обязаны раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах

Федеральный закон от 23.06.2016 года N 215-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Бенефициарный владелец – это человек, который прямо или косвенно владеет юридическим лицом или оказывает существенное влияние на принятие им решений. С 21 декабря информация о таких лицах должна быть доступна органам исполнительной власти (ст. 6.1 закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем). Актуализировать ее необходимо не реже одного раза в год. Если у юрлиц отсутствуют соответствующие сведения, они должны принять меры по их установлению – или заплатить административный штраф в размере от 100 000 руб. до 500 000 руб. (ст. 14.25.1 КоАП).

Соответственно, участники юридического лица обязаны по запросу федеральных органов исполнительной власти предоставлять имеющуюся у них информацию, необходимую для установления бенефициаров. В случае отказа от предоставления указанных сведений они могут быть оштрафованы на сумму от 30 000 руб. до 40 000 руб. (ст. 14.25.1 КоАП).

Банкротство страховых организаций будет происходить по новым правилам

Федеральный закон от 23.06.2016 года N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

С 21 декабря 2016 года конкурсное производство в делах о банкротстве страховых организаций будет таким же, как при банкротстве кредитных организаций. Для признания страховой организации банкротом необходимо, чтобы в арбитражный суд обратился Банк России или временная администрация. Руководителем временной администрации страховой организации теперь будет служащий Банка России, а конкурсным управляющим – Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов". "Это логичное продолжение усиления функций Центрального банка и Государственной корпорации в сфере финансовых рынков. Я считаю, что усиленный контроль государства в этой сфере является оправданным. Во-первых, Агентство имеет обширный опыт сопровождения процедур банкротства, включая оспаривание сделок должника, поиск и возврат имущества, привлечение контролирующих лиц к ответственности и т. д. Во-вторых, за осуществление полномочий конкурсного управляющего вознаграждение Агентству выплачиваться не будет. Следовательно, уменьшится стоимость самой банкротной процедуры. В-третьих, в случае причинения представителем Агентства ущерба такой ущерб будет возмещаться за счет Агентства, а значит, шансы на получение компенсации достаточно высоки. В-четвертых, введение временной администрации в отношении страховой компании, возможно, приведет к выявлению ее проблем на ранних этапах и будет способствовать пресечению нарушений со стороны руководства страховой компании", – считает партнер адвокатского бюро "Бузько и партнеры" Илья Кокорин.

Новые нормы также меняют порядок удовлетворения требований кредиторов страховой организации и предоставляют более широкие возможности по привлечению к ответственности контролирующих лиц. Старший юрист Корпоративной и арбитражной практики адвокатского бюро "Качкин и Партнеры" Александра Улезко находит эти изменения позитивными: "Они нацелены на то, чтобы процедура банкротства проходила в более сжатые сроки, вместе с тем предоставляя кредиторам возможности по реализации своих прав. На мой взгляд, процедура банкротства кредитных организаций урегулирована лучше, чем процедура банкротства финансовых организаций. Вероятно, в силу этого законодатель пошел по пути их сближения".

Право.ру, Аргументы и Факты