Третий апелляционный суд общей юрисдикции изменил решение Верховного Суда Республики Крым от 8 декабря 2021 г. в части определения момента признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта - постановление Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 г. № 821 в части установления размера ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым в связи с несоблюдением принципа экономической обоснованности установленного размера арендной ставки.
66а-517/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сочи 29 марта 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И.,
судей Катанаевой А.С., Колпаковой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-164/2021 по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Крымские каштаны» о признании не действующим в части постановления Совета Министров Республики Крым от 28 декабря 2019 г. № 821 «О порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. № 450»
по апелляционным жалобам садоводческого некоммерческого товарищества «Крымские каштаны», Совета Министров Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от 8 декабря 2021 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С., объяснения представителя административного истца садоводческого некоммерческого товарищества «Крымские каштаны» Гнездова А.В., представителя административного ответчика Совета министров Республики Крым Вакуленко Я.А., представителя заинтересованного лица министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Черепановой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., судебная коллегия
установила:
постановлением Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 г. № 821 «О порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 450» (далее Постановление № 821) утверждён прилагаемый Порядок определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (пункт 1). Постановление Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» признано утратившим силу (пункт 2). Указано, что настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2020 г. (пункт 3).
Согласно приложению 1 названного постановления, размер ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, указанной в таблице 2 «Земли сельскохозяйственного назначения», наименование муниципального образования Республики Крым - Бахчисарайский муниципальный район, код вида разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору, юридические и физические лица: 13.2, установлен в размере - 5%.
Садоводческое некоммерческое товарищество «Крымские каштаны» (далее также СНТ «Крымские каштаны»), являющееся арендатором земельного участка, расположенного на территории Каштановского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с даты принятия размера арендной ставки 5%, установленной приложением 1 Постановления № 821 в таблице 2 «Земли сельскохозяйственного назначения», наименование муниципального образования Республики Крым - Бахчисарайский муниципальный район, код вида разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору, юридические и физические лица: 13.2.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установленный в указанном пункте размер ставки арендной платы является экономически необоснованным, принятым с нарушением основных принципов определения арендной платы, закрепленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
Решением Верховного Суда Республики Крым от 8 декабря 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено, признано недействующим Постановление № 821 в первоначальной редакции от 28 декабря 2019 г. в части размера ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, указанной в таблице 2 «Земли сельскохозяйственного назначения»: наименование муниципального образования Республики Крым: Бахчисарайский муниципальный район; код вида разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору, юридические и физические лица: 13.2 - 5% Приложения 1 к Порядку определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе СНТ «Крымские каштаны» просит решение суда изменить в части указания даты, с которой признаны недействующими оспариваемые положения Постановления № 821. Полагает правильным определить в качестве такой даты дату принятия Постановления № 821, указывая, что иное не восстановит прав административного истца.
В апелляционной жалобе Совет министров Республики Крым, находя решение суда не соответствующим требованиям действующего законодательства, просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что материалами административного дела подтверждается соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении оспариваемого значения ставки арендной платы. Размеры ставок по арендной плате установлены с учетом, в том числе, территориального месторасположения земельных участков, соответствующих категории земель, а также видов их разрешенного использования.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе Совета министров Республики Крым доводов административным истцом представлены возражения.
Прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения относительно доводов обеих апелляционных жалоб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав участников процесса, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
В силу пункта 2.3 Порядка определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, утвержденного оспариваемым Постановлением № 821, годовой размер арендной платы за пользование земельным участком (за исключением категории «земли населенного пункта») рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости указанного земельного участка согласно ставке, определенной в Приложении 1 к настоящему Порядку.
Согласно таблице 2 «Земли сельскохозяйственного назначения» для Бахчисарайского муниципального района для земель с кодом вида разрешенного использования земельного участка 13.2 согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540, для физических и юридических лиц установлена ставка 5 %.
В соответствии с указанным классификатором видов разрешённого использования земельных участков, действовавшим при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта, коду 13.2 соответствует вид земельного участка «Ведение садоводства».
Постановлением Совета министров Республики Крым от 20 октября 2020 г. № 667 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года №821» снижен размер ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, указанной в таблице 2 «Земли сельскохозяйственного назначения»: наименование муниципального образования Республики Крым: Бахчисарайский муниципальный район; код вида разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору, юридические и физические лица: 13.2 - до 0,2%.
Как следует из материалов дела и установлено судом, СНТ «Крымские каштаны» является арендатором земельного участка, расположенного на территории Каштановского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: ведение садоводства, арендная плата за который рассчитывалась с применением установленных Постановлением № 821 значений ставки, оспариваемой административным истцом.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при установлении оспариваемой ставки арендной платы один из основных принципов определения арендной платы - принцип экономической обоснованности - не был соблюден.
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Одним из принципов определения арендной платы Постановление № 582 указывает принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. № 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно указал на отсутствие в материалах дела доказательств проведения каких-либо расчетов в целях обоснованности введения оспариваемого размера ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков для расчета арендной платы в зависимости от вида целевого использования земельного участка, учёта экономических и иных факторов при установлении механизма установления такого размера ставки по арендной плате.
Ссылки стороны административного ответчика и заинтересованного лица на пояснительную записку к оспариваемому нормативному правовому акту, на то, что учитывалась категория земли и вид разрешенного использования, как верно указано судом, являются несостоятельными, поскольку в содержании предоставленной суду пояснительной записки вышеуказанное надлежащее обоснование с расчётами отсутствует, а установление соответствующих категории и вида разрешенного использования земельным участкам имело место и до принятия оспариваемого акта.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимной связи имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия считает, что вывод суда о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части является правомерным и основанным на представленных в материалы дела доказательствах.
Приведенные в апелляционной жалобе Совета министров Республики Крым доводы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают и соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении значения оспариваемой ставки Постановлением № 821 не подтверждают.
Вместе с тем судебная коллегия полагает неправомерным признание судом оспариваемого пункта приложения к Постановлению № 821 не действующим с даты вступления решения суда в законную силу.
Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Согласно статье 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
Учитывая, что на дату вынесения решения суда оспариваемый размер ставки изменен Постановлением Совета министров Республики Крым от 20 октября 2020 г. № 667 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года №821», при этом в производстве Арбитражного суда Республики Крым находятся дела по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым о взыскании с СНТ «Крымские каштаны» задолженности по арендной плате из ставки арендной платы, утвержденной Постановлением № 821 в первоначальной редакции от 28 декабря 2019 г., то оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан не действующим со дня его принятия.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 8 декабря 2021 г. изменить в части определения момента признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта.
Признать не действующим с даты принятия постановление Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 г. № 821 «О порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года №450» в первоначальной редакции от 28 декабря 2019 г. в части установления размера ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, указанной в таблице 2 «Земли сельскохозяйственного назначения»: наименование муниципального образования Республики Крым: Бахчисарайский муниципальный район; код вида разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору, юридические и физические лица: 13.2 - 5% Приложения 1 к Порядку определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 апреля 2022 г.
Председательствующий
Судьи